СКАЗКОТЕРАПИЯ

2016-02-05 00:00

Нам выпало жить в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического. В усложненных условиях реальности возникает состояние психоэмоционального напряжения (далее - ПЭН), которое вызывает резкое усиление деятельности гормональной системы, сбои в работе внутренних органов, в психической сфере – ухудшение памяти, снижение внимания, волнение, тревогу, отклонения в поведении. А поскольку дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции ПЭН стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбережению наших воспитанников.

В нашем МБДОУ педагогом- психологом осуществляется   программа профилактики и коррекции ПЭН посредством одной из разновидностей арт-терапии - сказкотерапия.

В своей практике я использую метод медитативной сказки, которые способствую развитию воображения, снимают мышечное напряжение (благодаря упражнениям телесно-ориентированной терапии), снижают агрессивность, повышают самооценку и уровень положительных эмоций.

Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.

В своей работе мы используем два вида программ по сказкотерапии.

1. Занятия по сказкотерапии направлены на снятие агрессии и межличностных конфликтов, воспитание дружелюбия.

Такое направление работы ставит перед нами следующие задачи:

- снизить эмоциональное напряжение;

-ввести коррекцию в формирование нравственного поведения;

-развить познавательные интересы;

- воспитать эстетический вкус с помощью музыки.

2. Занятия по сказкотерапии направлены на воспитание трудолюбия, доброты, терпеливости, душевной щедрости.

Это направление работы ставит перед нами следующие задачи:

- помочь в преодолении лени, напряженности, эгоизма;

-воспитывать уверенность в себе, великодушие, бескорыстие и послушание.

В занятия по методу сказкотерапии  мы используем сказочные декорации, костюмы и музыкальный фон, и перевоплощения в разных героев сказки. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается.

Сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт нам возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда взрослый заводит с ними разговор на эту тему, дети замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.

Сказку, коррекционный метод, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от коррекции сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.