Нам выпало жить в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического. В усложненных условиях реальности возникает состояние психоэмоционального напряжения (далее - ПЭН), которое вызывает резкое усиление деятельности гормональной системы, сбои в работе внутренних органов, в психической сфере – ухудшение памяти, снижение внимания, волнение, тревогу, отклонения в поведении. А поскольку дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции ПЭН стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбережению наших воспитанников.
В нашем МБДОУ педагогом- психологом осуществляется программа профилактики и коррекции ПЭН посредством одной из разновидностей арт-терапии - сказкотерапия.
В своей практике я использую метод медитативной сказки, которые способствую развитию воображения, снимают мышечное напряжение (благодаря упражнениям телесно-ориентированной терапии), снижают агрессивность, повышают самооценку и уровень положительных эмоций.
Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.
В своей работе мы используем два вида программ по сказкотерапии.
1. Занятия по сказкотерапии направлены на снятие агрессии и межличностных конфликтов, воспитание дружелюбия.
Такое направление работы ставит перед нами следующие задачи:
- снизить эмоциональное напряжение;
-ввести коррекцию в формирование нравственного поведения;
-развить познавательные интересы;
- воспитать эстетический вкус с помощью музыки.
2. Занятия по сказкотерапии направлены на воспитание трудолюбия, доброты, терпеливости, душевной щедрости.
Это направление работы ставит перед нами следующие задачи:
- помочь в преодолении лени, напряженности, эгоизма;
-воспитывать уверенность в себе, великодушие, бескорыстие и послушание.
В занятия по методу сказкотерапии мы используем сказочные декорации, костюмы и музыкальный фон, и перевоплощения в разных героев сказки. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается.
Сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт нам возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда взрослый заводит с ними разговор на эту тему, дети замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.
Сказку, коррекционный метод, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.
Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от коррекции сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.