Арт-терапия, как эффективный метод психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

2015-12-04 00:00

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:

  • Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
  • Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
  • В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:

  • Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
  • Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.

В своей работе мы используем следующие виды арт-терапии для дошкольников:

  • Изотерапия
  • Песочная терапия
  • Музыкотерапия
  • Сказкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия

Педагоги ДОУ в своей работе активно используют элементы:

В нашей работе арт-терапевтические техники хорошо зарекомендовали себя в работе со страхами у дошкольников. Суть данного метода состоит в следующем: дети с помощью черной краски рисуют свой страх, а затем они должны порвать или скомкать свой рисунок (страх) и выкинуть в корзину со словами «Я тебя не боюсь!». Реакция детей на данное упражнение была очень разнообразной, кто-то с удовольствием рвал свой страх, кто-то нуждался в словесном подбадривании, а кто-то боялся выкинуть свой страх. Но всех детей объединяло одно – это возможность эмоционального самовыражения и возможность сделать то, что обычно не поощряется (использовать черную краску, пачкать руки, комкать и рвать рисунок).

В заключении хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка.